Виктор Троегубов являлся в далеком 1983 году одним из двух отцов-основателей легендарной московской группы «Крематорий»,
более того, стартовый альбом этого коллектива - «Винные мемуары» (1984) получил свое название по песне, автором музыки
и слов которой являлся именно Виктор (вокал, гитара). В течение трех следующих лет группа вышла на позиции одного из
лидеров отечественной рок-сцены, записав широко разошедшиеся по стране альбомы «Крематорий-2» (1984) и «Иллюзорный мир»
(1986), однако после этого между лидерами «Крематория» Троегубовым и Григоряном начались разногласия, и поздней осенью
1987 года Виктор покинул созданный им коллектив. В 1988 году при участии двух экс-«крематорцев»: бас-гитариста Сергея
Пушкарева и скрипача Вадима Саралидзе Троегубов организовал группу «Дым»,
доукомплектовав ее гитаристом Андреем Мурашовым.
Сначала работали с драм-машиной, с ней управлялся Алексей Кондратьев.
Но быстро стало ясно, что без живого барабанщика не обойтись, и был приглашен Андрей Клейменов.
Работа пошла быстрее, темпы возросли - работа в "Дыме" стала часто идти вразрез с графиком основной работы Клейменова, что стало
причиной появления другого барабанщика - Александра Соломатина. Этот состав и вошёл в историю
российской (тогда ещё советской) рок-музыки, как группа "ДЫМ".
Коллектив исполнял редкий в те времена арт-рок, успешно концертировал, принял
участие в нескольких масштабных фестивалях, а в 1989 году записал альбом «Sapienti sat» («Для умного достаточно»),
годом позже выпущенный фирмой грамзаписи «Мелодия» в виде долгоиграющего диска.
90-е...
В 1991 году Виктор Троегубов возвращается
в "Крематорий", но ненадолго. Окончательный разрыв с Григоряном привёл к реанимации "Дыма". Полностью обновленный «Дым»
исполнял мощный хард-рок, определив свои музыкальные приоритеты как стиль, расположенный внутри условного треугольника:
«Led Zeppelin», «Ozzy Osbourne», «Deep Purple». В составе группы: сам Троегубов - вокал, акустическая гитара, Константин
Латышев - гитара, Андрей Устин - бас-гитара, Сергей Пушкарёв - клавишные,
Евгений Поляков - ударные. Опробовав силы в живых выступлениях (в основном, на мероприятиях клуба Sexton fozD,
где базировалась группа), Троегубов решает помимо наращивания концертного материала параллельно приступить к записи нового альбома.
Окончательно склоняет его к этой мысли предложение сотрудничества Дмитрия Модина, шефа фирмы "MixArt", развивающей тогда активно собственную
студию. Оборудование устроило Троегубова и музыкантов без возражений - на тот момент миксартовское оснащение выглядело просто запредельно:
и 24-дорожечный Tascam, и огромный студийный Allen&heath, и комбики Marshall и Trace Elliot... Короче говоря, "процесс пошел".
Но после двух пробных сведений предварительно записанных треков появились претензии к барабанам. Поляков вполне мог звучать на живом звуке,
но студийный опыт был явно не того уровня, которого ожидал Троегубов. Так появился Александр Дорофеев.
Прокатав несколько концертов с материалом, он быстро вошёл "в тему", таким образом работа в студии прервалась ненадолго. Один трек с участием
Е.Полякова, блюз "Разгадка", всё-таки было решено оставить на альбоме - там всё-таки достаточно органично прижились барабанные "хитромудрости",
которыми игра Евгения просто изобиловала. Когда улеглись все неровности смены барабанщика, появились другие проблемы - как описывает "википедия",-
«вредные привычки» стали непреодолимым препятствием для музыкальной деятельности" Кости Латышева. Попытки решить этот вопрос "малой кровью" не
удавались, и по весне 95-го появляется гитарист Григорий Моисеев , игравший раньше в
группе "Родмир", но на тот момент никакой серьёзной деятельностью не отягощённый. В записи альбома наступила достаточно длительная пауза.
И были причины - звук и подача Моисеева оказались намного напористее и мощнее стиля, в котором играл Латышев, и Троегубову пришлось даже переосмыслить
некоторые, уже казалось бы, готовые к записи номера.Тем не менее общие усилия привели к тому, что должно было быть -
в 1996 году был записан студийный альбом «Мастер снов», который был по
достоинству воспринят музыкальной критикой. Приведем цитаты из двух музыкальных энциклопедий, вышедших уже в XXI веке.
«…Диск, к неожиданности для тех, кто знал прошлое творчество Троегубова, получился хард-роковым, почти резво-тягучим,
в духе «Black Sabbath». Троегубов и сотоварищи проявили себя и как мастера тяжелого блюза…» («Энциклопедия российской
поп- и рок- музыки», издательство ЭКСМО, 2001) «…«Дым» второго созыва старается воплотить давнюю мечту Троегубова о
записи полноценного «тяжелого» альбома, нечто среднего между архаичным хард-роком и музыкой прогрессив… В ноябре 1996
года альбом «Мастер снов» вышел на фирме «Мороз Рекордз». Альбом заслужил высокую оценку как публики, так и критики,
поскольку Троегубов снова угадал актуальные тенденции времени – хард-рок. Однако из-за хронических болезней
отечественного шоу-бизнеса и отказа продюсеров поддерживать интеллектуальный рок, проект дальнейшего развития не
получил». («Русский рок. Малая энциклопедия», издательства «ЛЕАН» – «АНТАО», 2001) Отыграв в 1996-97 гг. ряд концертов
в поддержку альбома «Мастер снов», группа «Дым» ещё раз закончила свою музыкальную деятельность.
XXI век...
В 2000-м году Виктор Троегубов и группа работают над новым студийным альбомом, но через год работа прервалась по
причине серьёзных проблем со здоровьем Г. Моисеева. Начались поиски гитариста, способного закончить работу над материалом, но
"планка" оказалась неожиданно высока для большинства "безработных" на тот момент гитаристов. За время долгой паузы
отошёл от исполнительской деятельности и А. Дорофеев.
После всех сострясений оставшимися в активе силами - Троегубов, Пушкарёв и Устин -
периодически возобновляются попытки реанимировать проект в содрудничестве с приглашёнными музыкантами. Дополнительным стимулом к работе оказался альбом
"Квартирник у Перца", о существовании которого было забыто "за давностью". Тем не менее записи нашлись, были оцифрованы и вполне любопытно звучат. Альбом датирован по времени "оцифровки" - 2011 г.
В октябре 2013 года лейбл MIRUMIR выпустил виниловую версию альбома "Мастер Снов", которая по причине ограниченного тиража является скорее сувенирной продукцией, нежели жестом в сторону любителей послушать тяжёлую музыку на "классическом" носителе. Тем не менее - событие.
25 сентября 2015 года вышел долгожданный альбом - "Простые песни", а со 2 октября он доступен в традиционном CD-виде. В него вошёл материал, записанный за все годы "молчания", написанный Троегубовым как в конце 90-х, так и буквально перед "финальным рывком" в работе над альбомом. Также бонус-треком опубликован один кавер чужого произведения - "Душа". Первая рецензия на альбом от "профессионала и консерватора" Всеволода Баронина оказалась
положительной, даже хвалебной. "...Альбом и вневременной, и своевременный, тем и хорош. ...Звучание здесь намеренно ретроспективное, как и у всего альбома в целом.
Слушатель постарше обрадуется и звучанию электрогитар с будто бы антикварным фузом 35-летнего, а как и не более, возраста, и нарочито прямолинейным партиям ударных,
а слушатель юных лет откроет для себя целый материк. И излишне говорить, что очень хочется надеяться на попадание этих песен в дневные FM-эфиры на радиостанциях «для тех, кому за…» – творчество Виктора Троегубова достойно стоять в одном ряду с наследием наших рок-ветеранов…" Интервью, точнее беседу с ведущим радио "Байкер-ФМ", посвящённую выходу альбома (и не только), можно послушать ТУТ.
Весной 2017-го неожиданно для большей части общественности Виктор Троегубов и реанимированный "Дым" появляются на публике с новой концертной программой, включившей в себя как ударные номера последнего альбома, так и хиты прошлых лет, без которых уже сложно представить коллектив. Концерт состоялся 31-го марта в Glastonberry Пабе. Состав группы претерпел серьёзные изменения - из участников прошлой "реинкарнации" "Дыма" опять осталось только двое "выживших" - сам В.Троегубов и вновь в качестве клавишника С. Пушкарёв. Добавились Александр Корпусёв (гитара), Игорь Конобеев (ударные) и активно участвовавший в записи альбома "Простые песни" Сергей Романов (бас-гитара).